На главную Написать письмо

 

 

Интернет-магазин «по-русски»: перспективы правового регулирования глазами потребителя

Т. А. Заева, студентка УрГЮА

Впервые интернет-магазины в России появились в 1995 г., спустя несколько лет после объявления Рунета частью глобальной информационной системы. Электронная розничная торговля, осуществляемая посредством таких магазинов, представляет собой сегмент электронной коммерции, именуемый business-to-consumer (В2С), и является на сегодняшний день объектом всевозможных дискуссий, в том числе, и даже особенно, правовых. Правовые проблемы, возникающие в связи с деятельностью интернет-магазинов, неразрывно связаны с технической спецификой осуществления данной деятельности, а также с достаточно скудной научно-теоретической разработкой этой сферы и на практике усугубляются искажением правовой информации, подаваемой потребителям в самой же Сети. К примеру, в литературе даются разрозненные, порой некорректные определения такого базового понятия как «электронная коммерция», которое не содержится в специальном российском и зарубежном законодательстве. Развернутая научная трактовка данного термина появилась в статье В. С. Белых «Правовое регулирование электронной коммерции в условиях глобализации».1 Весьма неудачной можно считать существующую редакцию законопроекта «Об электронной торговле» № 11081–3, который не отвечает требованиям обеспечения наиболее полного и экономного регулирования отношений, при котором не остается пробелов, но и не допускается чрезмерного дублирования норм права. Рассматриваемый законопроект включает в себя уже прописанные постулаты гражданского законодательства и апеллирует достаточно спорными категориями. Неясность создает, например, применение в законопроекте термина «клиент» (физическое или юридическое лицо, которое имеет право на получение товаров, работ и услуг, а также иные права на основании договора, заключенного с лицом, осуществляющим электронную торговлю) и неиспользование термина «потребитель» в отношении физических лиц, но хотя бы сделана оговорка о действии закона «О защите прав потребителей» в данном отношении. Однако отношения в сфере Интернет несправедливо воспринимаются в массовом сознании и, в частности, в сознании потребителя как нечто инородное, оторванное от существующего правового пространства. Что же представляют собой интернет-магазины? Интернет-магазины – это Web-cайты, обеспечивающие продажи через Интернет с использованием электронного каталога или другого вида представления продукции. Классифицировать их можно по степени автоматизации как Web-витрины, собственно интернет-магазины и торговые интернет-системы (ТИС). Web-витрина представляет собой совокупность каталога, системы навигации и оформления заказа с последующей передачей администратору для дальнейшей обработки. Зачастую Web-витрина и является, собственно, интернет-магазином, а такая важная часть как электронная торговая система фактически отсутствует, и бизнес-процессы электронного магазина полностью повторяют бизнес-процессы предприятия розничной торговли. Интернет-витрина выполняет здесь функции инструмента привлечения покупателя, интерфейса для взаимодействия с ним и проведения маркетинговых мероприятий. Автоматизированные же интернет-магазины и ТИС могут осуществлять полный торговый цикл в режиме подключения к Сети и, таким образом, становятся более выгодными для крупного бизнеса. Отличительной чертой ТИС при этом является то, что она дополнительно интегрирована в систему автоматизации внутреннего документооборота компании. Но, несмотря на степень автоматизации, доверием потребителя могут быть обделены как Web-витрины, так и торговые площадки, и даже ТИС. Связано это прежде всего с тем, что чем выше степень автоматизации, тем магазин более «оторван» от реальной действительности и среди реквизитов содержит зачастую лишь электронный адрес, тогда как Web-витрина, будучи «рекламой» реального предприятия, может содержать подробную информацию о продавце, включая не только электронный адрес, но и юридический, фактический адрес, а также телефонные номера, по которым можно обратиться, например, в случае обнаружения недостатка товара. Однако как раз-таки, чем больше автоматизированным является магазин, тем меньше вероятность его создания в целях обмана потребителей, что связано с дороговизной соответствующего программного обеспечения. На данный момент даже самая дешевая «раскрутка» сайта на федеральном уровне, по данным газеты «Коммерсант»2, обойдется разработчикам в сумму не менее 2 тысяч долларов. К тому же, Web-витрины также могут ограничиться лишь электронным адресом и (или) указанием контактного телефона. Самым верным способом «проверки надежности» интернет-магазина на сегодняшний день представляется для потребителя возможность ознакомиться с опытом совершения покупок других потребителей на специально отведенных сайтах, форумах и так далее, которые являются распространенными в рамках сети Интернет. Таким образом, интернет-магазин борется за свою репутацию на электронном рынке, за свой рейтинг среди потребителей (система рейтингов также используется и в Интернет-аукционах с целью минимизации риска потребителя уплатить за несуществующий товар). Помимо вышеуказанных проблем также остро обстоит дело с проблемой оплаты заказанного товара. Самым популярным способом оплаты покупок, по-прежнему, остается оплата наличными курьеру в момент получения товара, а также наложенный платеж, телеграфный, почтовый перевод, банковский перевод через Сбербанк России. Причинами выбора этих методов являются невысокая степень распространения кредитных и дебетовых карт в России, недоверие покупателей к онлайновым способам оплаты из-за нестабильности экономической ситуации в стране и неуверенности в безопасности проведения транзакций через Интернет. И такое недоверие небезосновательно. Рассмотрим некоторые риски, связанные с использованием платежей через сеть Интернет. Достаточно небезопасной выглядит оплата покупки на основе кредитных карт Visa, EuroCard, MasterCard через системы ASSIST, CyberCash, CyberPlat, CyberPos, CyberCheck, Instant!, ТЕЛЕБАНК и ЭлИТ-карт. Возможности просмотра посторонними передаваемой через информации о карте, предъявления данных о карте и ее владельце в поддельный магазин, собирающий эту информацию с криминальными целями, а также утраты данных о карте, переданных держателем магазину, в случае взлома или иных причин – вот те опасности, которые подстерегают потребителя. Примером здесь может служить нашумевшее «дело Гофмана», который с помощью программы «PC Authorise» и создания виртуального двойника действующего интернет-магазина, расположенного в Канаде, считывал номера кредитных карт, тем самым получив доступ к банковским кодам и шифрам клиентов. Аналогичный случай имел место и с интернет-магазином «Политшоп», где также списывались денежные средства с карточных счетов Visa, EvroCard/MasterCard и других. К тому же существует возможность подделки или подмены торговца или личности пользователя (identity) как продавцом, так и покупателем, ведь фирма может представить о себе недостоверную информацию, а покупатель может произвести покупку, а затем отказаться от оплаты, – доказать, что именно он пользовался своей картой практически невозможно из-за отсутствия подписи. В данном случае специалисты рекомендуют использовать протокол SET, работающий с электронными сертификатами – цифровыми документами, получаемыми в сертифицирующей организации (например, РосБизнесКонсалтинг, www.rbc.ru), и позволяющими идентифицировать пользователя, однако, – это дело будущего. Среди дебетовых способов оплаты наиболее удачной и относительно несложной системой называют систему оплаты покупки электронными чеками, однако в России внедрить ее довольно сложно из-за нераспространенности чековых схем и относительной неразвитости сертификационных центров. Система оплаты электронными деньгами (PayCash, WebMoney) также пока оставляет желать лучшего. Эмитировать электронные деньги могут как банки, так и небанковские структуры, в силу того, что они не являются деньгами с юридической точки зрения, а представляют лишь денежные обязательства выпускающей стороны. Такие «деньги» очень привлекательный инструмент платежа из-за малой стоимости транзакций, однако до сих пор не выработана система конвертирования разных видов электронных денег, а также отсутствуют гарантии со стороны государства, если используются электронные деньги небанковских организаций. Таким образом, налицо проблемы соблюдения конфиденциальности, сохранения целостности информации, аутентификации, авторизации, гарантии рисков как продавца, так и покупателя, а также минимизации платы за транзакцию. Очередной задачей, решаемой в рамках данных отношений, является доставка товара, по скорости которой покупатели оценивают качество обслуживания в виртуальном магазине. И опять же самым популярным способом доставки выступает доставка профессиональной курьерской службой. Наряду с этим методом используются доставка почтой (международной и национальной), а также собственной службой доставки, если таковая создана. По мере расширения экспансии Интернет в регионах, отдаленных от крупных городов, очевидно, скорость обслуживания потребителей в плане доставки товара будет увеличиваться. В различных источниках неоднократно подчеркивается необходимость соответствующего правового регулирования совершения покупок с помощью сети Интернет. Однако, попытка принятия Федерального закона № 388132-3 «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского Кодекса РФ» не увенчалась успехом. Наряду с недостатками положений законопроекта, регулирующих сферу защиты прав потребителей в целом, нужно обратить внимание и на неудачное нововведение – ст. 26.1, которая призвана регулировать дистанционный способ продажи товаров (по радио, телевидению или иными способами, то есть включительно через Интернет). Во-первых, определение дистанционной торговли не увязывается с п. 1 статьи 497 Гражданского Кодекса, где уже описан, по существу, такой метод торговли (депутаты предлагают скорректировать данную норму Гражданского Кодекса РФ), что может вызвать затруднения в правоприменительной практике. К тому же указанный 10-дневный срок для возврата непонравившегося товара противоречит общеустановленному 14-дневному сроку (пункт 1 статьи 502 ГК РФ, п. 1 статьи 25 Закона «О защите прав потребителей»), что необоснованно исключает дистанционный способ торговли из существующего в данной сфере правового поля, с чем никак нельзя согласиться. Сегодня нет острой необходимости срочного принятия специального закона (как например, разработанный правительством Великобритании акт Consumer Protection (Distance Selling) Regulations 2000), вслепую воспринимая опыт зарубежных стран, так как в России имеется достаточно полноценный Гражданский Кодекс и закон «О защите прав потребителей», нормы которых применимы к договорам розничной купли-продажи в Сети, ведь Интернет – ничто иное, как лишь способ отражения данного договора, заключаемого на основании ознакомления покупателя с описанием товара, каталогом и т. п., т. е. договора в смысле статьи 497 ГК РФ. На многих сайтах Интернета неоднократно обсуждалась новость появления законопроекта, но зачастую имела место правовая дезинформация потребителей. Например, говорилось, что теперь «потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи только в случае выявления существенного недостатка в дорогостоящем товаре, а не любого недостатка, что разрешается в настоящее время» (www.rian.ru). Однако данная норма уже содержится в п. 1 ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». Несмотря на все вышеизложенные технико-правовые проблемы, российские интернет-магазины набирают стремительные обороты в своем развитии и, по мнению многих аналитиков, резервы такого роста и расширения электронного рынка в России огромны. И хотя реальный оборот в пределах 1–3 тысяч долларов имеют только около 300 из 800 существующих магазинов, данный бизнес считается довольно выгодным и берет курс на укрупнение. Яркий пример – Ozon.ru, имеющий широкий ассортимент товаров: от традиционных компьютерных принадлежностей, книг, аудио, видео, CD и DVD до совсем «неожиданных» для продажи в Сети товаров (одних только семян в Ozon.ru заказывается ежедневно более чем на тысячу долларов). А по разным оценкам оборот холдинга e-House (www.ehouse.ru), который объединил вокруг себя 26 магазинов, составляет 38,5 млн. долларов! Ежедневно онлайновские магазины привлекают около 80 тысяч посетителей, отдельные магазины могут похвастать 200–300 посетителями в день, делающими в среднем 5–15 заказов, оцениваемых примерно в 5 долларов. Таким образом, интернет-торговля представляет на сегодняшний день перспективный и заманчивый бизнес, проблемы которого, пожалуй, обусловлены общими технико-правовыми проблемами российской и мировой Сети. Интернет – трансграничная информационно-телекоммуникационная сеть, при путешествии по которой человек пересекает множество границ, за доли секунды перемещаясь из юрисдикции одного государства под юрисдикцию другого, при этом фактически находясь на территории третьего… В связи с этим встает вопрос о целесообразности формирования нового специализированного международного информационного законодательства, общепланетарного права. Но это уже дело будущего, возможно, уже недалекого.

1. В. С. Белых. Правовое регулирование электронной коммерции в условиях глобализации//Бизнес, менеджмент и право. 2004. № 2.

2. Михаил Мамонтов. Магазин для ленивых // Коммерсант. 2004. № 202.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право