На главную Написать письмо

Анотация

В статье обоснована роль производственной кооперации в процессе развития инновационной деятельности в промышленности. Проанализированы возможности развития кооперации на предприятиях машиностроения Свердловской области. Приведены данные по оценке уровня кооперации, выявлены причины неразвитости, продуктовые и технологические приоритеты развития кооперации в регионе. Обозначены направления развития кооперации в машиностроении Свердловской области.

Ключевые слова

Производственная кооперация, машиностроение, индустриальный регион, инновационная активность, факторы развития.

 

Кооперация как фактор повышения инновационной активности в машиностроении

А. В. Макаров, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента УрГЭУ

В. А. Трапезников, аспирант, доцент кафедры менеджмента УрГЭУ

Одной из ключевых проблем российской экономики является обеспечение конкурентного спроса и предложения. При этом для отечественных производителей важно достижение конкурентоспособности внутри страны по сравнению с иностранными компаниями и на мировом рынке за счет перехода от преобладания экспорта сырья к экспортированию наукоемкой продукции, а также продукции с высокой долей добавленной стоимости в их цене. Одним из главных инструментов решения данной проблемы является развитие производственной кооперации.

Производственную кооперацию относят к наиболее распространенному виду кооперации. Она характеризует систему производственных отношений, построенную на различных методологических, информационных и технологических принципах, охватывающую отдельные виды работ и способы их обеспечения. Такая кооперация способствует рациональному использованию ресурсов (материальных, труда, капитала и т. д.), эффективному развитию организационно-экономиче-ских отношений и связей между экономическими субъектами по достижению устойчивого функционирования промышленных предприятий всех форм собственности в рыночных условиях, обеспечению их гибкости и жизнеспособности.

Понятия «производственная кооперация» и «промышленная кооперация» часто используются как синонимы1. Даже в глоссарии терминов, опубликованных Европейской экономической комиссией ООН, промышленная и производственная кооперации не разделяются, они рассматриваются как «отношения, связанные созданием долгосрочной общности интересов между несвязанными между собой предприятиями…«2. Однако, анализируя все возможные теоретические подходы можно разграничить данные понятия: промышленная кооперация охватывает сферу непосредственной производственной деятельности; производственная – все области сотрудничества, связанные с производственным процессом (наука, образование, логистика и т. д.). Таким образом, производственная кооперация намного шире промышленной

Производственную кооперацию можно определить как экономические взаимоотношения или деятельность, ориентированную на сотрудничество между промышленными предприятиями и прочими организациями, а также органами власти, возникающие при изготовлении определенного продукта (материальных благ). Субъекты, участвующие в данном процессе, отличаются высоким уровнем специализации производства и хозяйственной самостоятельностью. Это позволяет повышать эффективность бизнеса. Количество кооперантов зависит от сложности решаемых задач. Необходимость такого взаимодействия чаще всего обусловлена:

• технологической связанностью производства (производственные предприятия осуществляют на договорной основе процесс создания отдельных видов промежуточной продукции – комплектующих, узлов и компонентов, предназначенных в качестве составных элементов для производства конечного продукта).

• достижением на основе совместной деятельности экономии затрат, обеспечением модернизации производства, повышения производительности труда и конкурентоспособности производимой продукции.

Производственная кооперация получила распространение в таких отраслях промышленности как машиностроение и металлообработка; автомобильная промышленность; авиастроение; электроника, электротехника; химическая промышленность (пластмассы, резина); текстильная, кожевенная промышленность; деревообработка. Высоким уровнем кооперации обладают отрасли обрабатывающей промышленности, прежде всего, предприятия машиностроения. Это определяется многокомпонентностью производимой продукции, неоднородностью производственного процесса (необходимостью проведения НИОКР, наличием обновляемых техники и технологий, высококвалифицированных кадров и т. д.), множеством функций (социальных, экономических и пр.), которые несут на себе машиностроительные предприятия.

Машиностроение Свердловской области обладает достаточным потенциалом развития кооперации. Однако наличие такого потенциала, как показывает анализ, не всегда способствует достижению высокого уровня развития кооперации в отрасли. По оценкам Министерства промышленности и науки Свердловской области, уровень кооперации между предприятиями машиностроения Свердловской области оценивается сегодня в пределах 12–25 % в зависимости от видов машиностроительных производств (для сравнения, в промышленно развитых странах доля кооперации в себестоимости машиностроения составляет около 75 %). Доля поставок на сторону полуфабрикатов, деталей и узлов в объеме реализации машиностроительной продукции составляет в среднем 15–20 %.

В отрасли имеют место различные виды кооперационных связей машиностроительных предприятий: между собой, с предприятиями прочих отраслей, малым бизнесом, учреждениями образования и науки. Кооперация предприятий машиностроения между собой и с прочими компаниями ориентирована на создание конечной продукции. С ростом специализации производства и развитием аутсорсинга в машиностроении Свердловской области возросло число предприятий, желающих получать и поставлять продукцию и услуги промежуточных переделов (литейных, кузнечно-прессовых, сварочных производств, услуг по механо- и термообработке деталей, проектированию и т. д.). Это проявляется в расширении кооперационного взаимодействия между крупными и малыми машиностроительными предприятиями, особенно в сферах: производства высокотехнологичной гражданской продукции; создания технологических процессов, обеспечивающих высокую и сверхвысокую точность изделий; внедрения в производство комбинированных технологических процессов; повышения энергоэффективности технологических процессов; разработки безотходных технологий для получения высокоточных изделий; внедрения высокоскоростных методов обработки; использования нанотехнологий и наноматериалов. Условием успешной кооперации таких предприятий является создание инновационной инфраструктуры на территории Свердловской области: технопарков, технополисов, специализированных центров и т. д. Наиболее прогрессивными формами кооперации предприятий, науки, образования, кредитно-финансовых структур и власти являются кластеры. В настоящее время в Свердловской области формируются железнодорожный кластер, кластер-холдинг на базе ОАО «НПК «Уралвагонзавод», кластеры медтехники и электротехнической промышленности.

Кадровый дефицит в машиностроении обусловил появление и развитие кооперации предприятий и учебных заведений. Машиностроительные предприятия Свердловской области создают образовательные центры или заключают договоры о сотрудничестве с профильными вузами. Так, УМК «Пумори-СИЗ» осуществляет обучение персонала предприятий, использующих оборудование компании. На базе ОАО «НПК «Уралвагонзавод» создан корпоративный университет подготовки кадров. Предприятия по производству медтехники («Аверон», Холдинг «Юнона») заключают договоры с территориальными профильными вузами на обучение специалистов. Такая кооперация дает возможность обучающимся на практике познакомиться с современными технологиями в машиностроении.

Кроме того, для Свердловской области характерно взаимодействие предприятий машиностроения с учреждениями науки, в том числе путем вхождения научных учреждений в состав крупных корпораций (ФГУП «ПО «Уральский оптико-механический завод» имеет в своей структуре три научных института).

Машиностроение Свердловской области представлено предприятиями 18 подотраслей, в т. ч. тяжелого, энергетического и горного, нефтяного и химического, транспортного машиностроения, электротехнической, станко-инструментальной промышленности. В структуре комплекса в 2008 г. превалировало производство машин и оборудования (37,3 %), производство транспортных средств (32,5 %).

Основная продукция, производимая предприятиями машиностроения Свердловской области, а также отрасли – потенциальные и реальные потребители отражены на рис. 1.

Конкурентоспособность продукции машиностроения Свердловской области определяется номенклатурой и объемами экспорта, долей на российском рынке. На мировом рынке продукция машиностроительных предприятий Свердловской области не востребована. В то же время региональный машиностроительный комплекс обладает значительным экспортным потенциалом. По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Свердловской области в 2008 г. доля продукции машиностроительного комплекса в общем объеме экспорта составила немногим более 10 % 3. Основной объем продукции машиностроения отгружается в страны СНГ (двигатели внутреннего сгорания, станки металлорежущие, подшипники, трансформаторы), Казахстан (трансформаторы электрические, аппаратура приемная для радиотелефонной, радиотелеграфной связи, провода изолированные, кабели), Киргизию. Основными потребителями среди стран дальнего зарубежья являются Индия (двигатели внутреннего сгорания, станки металлорежущие), Германия (подшипники), США, Австрия, Куба и Канада (мотоциклы).

На внутреннем рынке предприятия Свердловской области производят почти 10 % экскаваторов, более 17 % электромашин крупных, почти 30 % мотоциклов, более 45 % грузовых магистральных вагонов, а российский рынок прокатного оборудования практически монополизирован производителями Свердловской области (более 80 % в общероссийском выпуске).

Косвенным подтверждением недостаточного уровня конкурентоспособности продукции, выпускаемой на машиностроительных предприятиях Свердловской области, является большой объем и широкий номенклатурный перечень импортируемых в регион машин и оборудования. Так, импорт машиностроительной продукции в Свердловскую область в общем объеме импорта составляет почти 45 %. Товарная структура импорта машин, оборудования и транспортных средств в Свердловскую область в 2008 г. представляет: насосы и подъемники жидкостные; машины и механизмы для уборки, обмолота сельскохозяйственных культур; станки металлорежущие; подшипники; двигатели электрические и генераторы; вагоны железнодорожные и трамвайные, грузовые несамоходные; тракторы и т. д. При этом достаточно широкий ряд позиций импортируемой продукции закупается за рубежом и ввозится в Свердловскую область, несмотря на наличие аналогичных производств на её территории (строительные машины и механизмы, вагоны, тракторы и т. д.). Если предприятия машиностроения Среднего Урала экспортировали свою продукцию, преимущественно, в развивающиеся страны, то импортируется на территорию региона высокотехнологичная продукция из развитых стран, таких как Япония, Италия, Германия, Австрия и т. д.

Сильные конкурентные позиции как на региональном, так и на общероссийском рынках машиностроительной продукции имеют предприятия, производящие экскаваторы, вагоны грузовые магистральные, кузнечно-прессовые машины, дизели и дизель-генераторы, машины для строительства и содержания дорог и ряд других. На территории Свердловской области имеются собственные производства и незагруженные мощности для выпуска импортозамещающей продукции: тракторов; насосов центробежных паровых и приводных; воздушных и газовых компрессоров; электродвигателей переменного тока; коммунальных машин; силовых кабелей и пр.

Анализ рынков машиностроительной продукции и технологий, производственного потенциала машиностроительного комплекса Свердловской области позволил выделить перспективные для развития кооперации направления (рис. 2).

Причины неразвитости кооперации в машиностроительном комплексе Свердловской области систематизированы нами следующим образом (рис. 3).

Основной причиной неразвитости кооперации является неконкурентоспособность или низкая конкурентоспособность выпускаемой машиностроительной продукции по сравнению с импортными аналогами. Однако анализ показал, что по отдельной номенклатуре производители Свердловской области имеют сильные конкурентные позиции как на региональном, так и на общероссийском рынках. Так, по экскаваторам и грузовым вагонам областные производители почти полностью закрывают потребности внутриобластного и часть отечественного рынков, а также поставляют свою продукцию на экспорт. Кроме того, перспективными сегментами производства машиностроительной продукции являются: оборудование и приборы для ЖКХ, техника для стройиндустрии и сельского хозяйства, дорожно-транспортная и медицинская техника, оборудование и техника для складского хозяйства, металлургических предприятий.

Таким образом, для решения проблемы развития производственной кооперации как условия роста инновационной активности машиностроения необходимы: анализ уровня развития промышленности территории; изучение распространенности и эффективности форм развития кооперации (уровень специализации производства промышленных предприятий и развития кооперационных связей; круг предприятий, кооперирующихся между собой); определение приоритетных направлений развития производственной кооперации; оценку потенциала кооперации территории; выявление проблем развития кооперации (внутренних и внешних). Это позволяет теоретически выстроить «идеальную» систему развития кооперации в машиностроении субъекта РФ, учитывающую передовые методы и механизмы развития кооперации, исключающую недостатки и упущения, выявленные при изучении накопленного опыта. В современных рыночных условиях возникает множество организационно-экономических, финансовых, институциональных и прочих проблем, которые препятствуют развитию кооперации. Их, с одной стороны, должны решать сами товаропроизводители, а, с другой стороны, для их решения требуется четкое взаимодействие с прочими, технологически связанными организациями, логистическими предприятиями, предприятиями торговли, а также с государственными органами управления.

_____________________________

1Семенов К. А. Международное экономическое сотрудничество. – М.: Гардарика, 1998; Семенов К. А. Международная научно-техническая и производственная кооперация (правовые аспекты) / под ред. М. М. Бугуславского. – М.: Наука, 1982; Родин Л. А. Промышленная кооперация Востока-Запада: Проблемы и перспективы. – М.: Наука, 1990; Белов А. П. Международное промышленное и научно-техническое сотрудничество: понятие и правовые формы// Право и экономика. 2001. № 5.
2Скопина И. В., Скопин А. О. Проблемы и перспективы развития производственной кооперации в регионах России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7 (64). С. 4.
3Внешняя торговля Свердловской области за 2008 г. Статистический бюллетень. Екатеринбург, 2009.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право