На главную Написать письмо

Анотация

В статье рассматриваются проблемы и инновации по вопросам обслуживания инвалидов и пожилых граждан на дому. Авторы анализируют существующее законодательство по этому вопросу и делают вывод, что оно требует доработки на государственном уровне.

Ключевые слова

Проблемы, социальное обслуживание, пожилые люди, инновации, социальная помощь, социальное обеспечение, обслуживание на дому, инвалид.

 

Обслуживание инвалидов и пожилых граждан на дому: проблемы и инновации

Л. Н. Шипулина, начальник юридического отдела Министерства социальной защиты населения Свердловской области

М. Г. Блинова, старший преподаватель кафедры социальной работы Российского государственного профессионально-педагогического университета

Каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов. Исторически сложилось, что социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому осуществлялось организациями – работодателями, которые оказывали социальные услуги на дому ветеранам – своим бывшим работникам – в порядке шефской помощи. В Свердловской области это обслуживание было возложено на социально-бытовые отделы крупных уральских заводов и предприятий, кроме того, часть функций была вменена профсоюзным организациям, общественным организациям ветеранов. Такая система обслуживания была несовершенна, одинокие пенсионеры и инвалиды, утратившие связи с предприятиями – работодателями, не имели возможность получать такую помощь. Социальное обслуживание на дому в системе государственных служб было введено в 1975 г. в целях оказания помощи одиноким инвалидам Великой Отечественной войны и труда I и II групп, членам семей, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, и малообеспеченным одиноким пенсионерам по старости. Правовое регулирование предоставления надомного обслуживания осуществлялось Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами министерства социального обеспечения Северо- Осетинской АССР, Ивановского, Куйбышевского, Свердловского областных отделов социального обеспечения, утвержденного Министерством социального обеспечения РСФСР от 28 октября 1975 г. и Временной инструкцией о порядке оформления и учета операций по надомному обслуживанию пенсионеров домами-интернатами министерства социального обеспечения Северо-Осетинской АССР, Ивановского, Куйбышевского, Свердловского областных отделов социального обеспечения, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 13 июля 1976 г. № 86. Предоставление социальных услуг сводилось к доставке продуктов (полуфабрикатов) с периодичностью 1–2 раза в неделю; стирке и смене постельного белья не реже одного раза в 10 дней; уборке жилого помещения и мест общего пользования; доставке медикаментов; оплате коммунальных услуг; сдаче вещей в химчистку и прачечную, обуви в ремонт. В отдельных случаях, исходя из возможностей учреждения, могла быть организована доставка один раз в день горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин. Предоставление услуг на дому носило временный характер. Эти услуги предоставлялись стационарными учреждениями только лицам, состоящим в очереди для помещения в дома-интернаты. Таким образом, социальное обслуживание на дому предоставлялось не всем нуждающимся, а ограниченному кругу лиц, до их устройства в дома-интернаты. Причем услуги, предоставляемые пенсионерам, производились бесплатно, либо на условиях частичной и полной оплаты. Тарифы на оказание услуг не были определены, плата за услуги взималась в твердом размере в зависимости от размера получаемой пенсии. При этом не учитывался объем предоставляемых услуг конкретному гражданину и их периодичность, договор на оказание конкретных видов социальных услуг с гражданином не заключался. Так, гражданам, получавшим пенсию до 50 руб. в месяц1, социальные услуги на дому предоставлялись бесплатно; с оплатой стоимости, гражданами, получающими пенсию от 50 до 55 руб. оплата услуг составляла 2 руб. в месяц, от 55 до 60 руб. – 3 руб. в месяц, от 60 до 70 руб. – 5 руб. в месяц, от 70 до 80 руб. – 10 руб. в месяц, 80 и больше – полностью. В последующем, система государственных служб по предоставлению социальных услуг на дому получила свое развитие: от отделений социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, создаваемых в порядке эксперимента при районных (городских) отделах социального обеспечения в 80-х годах прошлого века, до создания современных центров (отделений) социальной помощи на дому, комплексных центров социального обслуживания населения, предоставляющих широкий спектр социальных услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в предоставлении этих услуг. Однако законодательное закрепление социальное обслуживание получило только в 1995 г. Приняты важные законодательные акты, регулирующие его сферу: Федеральные законы «О ветеранах» от 12 января 1995 г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. и др. Большое число нормативных правовых актов принято в виде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, регулирующих вопросы, связанные с социальным обслуживанием, его новыми видами и формами, установлением порядка его оплаты. Современный этап развития российского законодательства действительно существенно расширил как круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание, так и виды социальных услуг, предоставляемых им. Получили свое развитие и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, которые осуществляют социально-медицинское обслуживание нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.

Изменилось и целевое назначение социального обслуживания на дому, которым является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной среде, продление их жизненной активности в привычной для них обстановке, защита прав и законных интересов. В настоящее время социальное обслуживание на дому включает в себя предоставление следующих социальных услуг: организацию питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг, другие надомные социальные услуги.

В связи с принятием Федерального Закона от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2005 г. социальное обслуживание относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно в пределах установленных полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок и условия предоставления и оплаты социальных услуг в государственной системе социальных служб, устанавливаются тарифы для оплаты социальных услуг. Размер платы за социальные услуги устанавливается в зависимости от доходов граждан, прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором они проживают.

В Свердловской области социальное обслуживание населения в государственной системе социальных служб на условиях полной или частичной оплаты осуществляется в зависимости от дохода граждан. Так, на условиях частичной оплаты социальное обслуживание предоставляется гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, при условии, что среднедушевой доход этих граждан выше величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, не более чем на 50%, за исключением граждан, имеющих 149право на бесплатное социальное обслуживание. Социальное обслуживание населения в государственной системе социальных служб Свердловской области на условиях полной оплаты предоставляется гражданам по видам социальных услуг, не включенных в Перечень гарантированных социальных услуг, либо по видам социальных услуг, включенных в Перечень гарантированных социальных услуг, но оказываемых сверх объемов, определенных государственными стандартами социального обслуживания населения в Свердловской области, а также гражданам, среднедушевой доход которых выше величины прожиточного минимума, установленного в Свердловской области, более чем на 50%, за исключением граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание.

Объемы финансирования на социальное обслуживание за счет бюджетов субъектов Российской Федерации ежегодно возрастают, ввиду того, что потребность в социальных услугах прежде всего со стороны пожилых и инвалидов увеличивается, что является одним из закономерных последствий старения населения как объективного социально-демографического процесса, что также говорит о необходимости поиска новых технологий социального обслуживания этих граждан и их законодательного закрепления.

Президентом РФ Д. Медведевым на Третьем съезде социальных педагогов и социальных работников в г. Москве поставлено несколько задач по совершенствованию социального обслуживания в России. Говоря о государственном приоритете в сфере социального обслуживания, об особом государственном внимании к проблемам отрасли, Президентом РФ было отмечено: «Крайне важно, чтобы проблемами пожилых людей занимались не только государственные структуры, но и неправительственные структуры, общественные объединения и деловые круги. Зрелость нашего бизнеса как раз в этом-то и должна проявляться». Другими задачами, поставленными Президентом в сфере социального обслуживания, является внедрение современных технологий, включая технологии управленческие, технологии дистанционные, создание мобильных бригад, оказание медико-социальных услуг, особенно в сельской местности, потому что не все люди даже в городе способны прийти в соответствующие учреждения.

Следует отметить, что, несмотря на законодательное закрепление в Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации возможности осуществления социального обслуживания населения негосударственным сектором социального обслуживания, негосударственные социальные службы в России не получили должного развития. Вместе с тем активное внедрение в сферу социального обслуживания рыночных механизмов будет способствовать развитию конкурентной среды в сфере предоставления социальных услуг, даст возможность гражданам самим выбирать поставщиков социальных услуг. Кроме того, развитие негосударственных социальных служб позволит активно развивать услуги, не относящиеся к гарантированному государством перечню услуг, но являющиеся жизненно необходимыми, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания. Применительно к социальному обслуживанию на дому к таким услугам, например, относятся услуги сиделки, осуществляющей уход за пожилыми и инвалидами частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, что обеспечит создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход оставаясь в привычных домашних условиях, а также предоставит возможность членам их семей полноценно жить и работать, и, тем самым, обеспечить себя необходимыми для существования средствами. Такие услуги начинают развиваться в Свердловской области в государственном секторе социального обслуживания, однако пока не могут охватить всех нуждающихся в их предоставлении. К таким услугам относятся и «хосписы на дому», где в комплексе одновременно оказываются медицинская помощь и социальные услуги неизлечимым, прежде всего онкологическим больным. Появление «хосписов на дому» свидетельствует о том, что общество делает попытки повернуться лицом к проблемам безнадежно больных и умирающих людей.

Заслуживает внимания опыт некоторых субъектов Российской Федерации по внедрению такой инновационной технологии социального обслуживания на дому, как создание приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов. В Законе Самарской области от 10 ноября 2008 г. «Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Самарской области» определено понятие приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов как формы жизнеустройства и социального обслуживания, представляющей собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги. К лицам, нуждающимся в социальных услугах, отнесены одинокие или одиноко 150проживающие пожилые граждане (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе инвалиды с детства), нуждающиеся вследствие возраста, травмы или болезни в постоянной или временной посторонней помощи. Приемная семья создается на основании договора между учреждением социального обслуживания, лицом, оказывающим социальные услуги, и лицом, нуждающимся в социальных услугах. Лицу, оказывающему социальные услуги в рамках приемной семьи, согласно договору устанавливается ежемесячная оплата труда в размере 2500 руб. за одного обслуживаемого. Приемные семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов созданы в Ростовской области и Красноярском крае, где приняты соответствующие законодательные акты, регулирующие порядок создания приемных семей, виды социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в приемных семьях, права и обязанности лиц, создавших приемную семью, формирование бюджета приемной семьи и другие вопросы.

Перспективным направлением в деятельности социальных служб по оказанию социальных услуг является разработка и внедрение дистанционных технологий. Федеральным законом от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определены организационные основы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, т. е. предоставление услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Внедрение электронных услуг требует от органов исполнительной власти всех уровней осуществления правового регулирования порядка их предоставления. Так, перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливается Правительством Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень электронных услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок оплаты услуг заявителем в соответствии с требованиями Федерального закона также подлежит регламентации.

Федеральным законом определены требования к административным регламентам, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения, стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за исполнением административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Предстоит также законодательно урегулировать ряд вопросов, связанных с идентификацией личности гражданина при получении услуги в электронной форме, защитой его персональных данных. Представляется, что социальное обслуживание на дому включает в себя ряд услуг, которые могут быть предоставлены на начальном этапе в электронной форме: это, прежде всего, подача заявления на зачисление на надомное обслуживание, оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи, консультативной и другие виды и формы помощи.

Внедрение электронных услуг в сфере социального обслуживания расширит возможности доступа граждан к информации для реализации права на социальное обслуживание, в том числе к сведениям о деятельности органов государственной власти в данной сфере, устранит дублирование в предоставлении органами государственной власти данных, необходимых для реализации гражданами своего права на получение услуг. Таким образом, гражданину не потребуется предоставлять какие-либо документы, содержащие сведения, подтверждающие его право на получение услуг, если такие сведения имеются в государственных и муниципальных органах и учреждениях, что приведет к снижению издержек для населения и организаций, связанных с их предоставлением, а также снизит число обращений граждан и организаций в органы государственной 151власти и сократит время вынужденного ожидания получения услуг.

Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. Услуги сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр. В настоящее время активно развивается и повсеместно внедряется очень востребованная на селе технология социальной помощи на мобильной основе – срочная социальная помощь, которая осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочная социальная помощь включает в себя следующие гарантированные государством услуги: разовое обеспечение остронуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, юридической помощи в пределах своей компетенции, консультативной и другие виды и формы помощи.

Общими направлениями деятельности отделения срочного социального обслуживания сельского населения являются: выявление и учет в зоне обслуживания граждан всех категорий, остро нуждающихся в услугах срочной социальной помощи; предоставление этим гражданам различных видов помощи, направленной на улучшение их социального и материального положения; обеспечение гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, возможностей в реализации их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством; предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной поддержки; уборка жилья (мытье полов, потолков, окон); доставка вещей в прачечную и химчистку; ремонт бытовой техники, печей, крыш, заборов, колодцев и т. д.; банные и парикмахерские услуги; консультации врачей на дому; помощь на приусадебном участке и в заготовке дров.

Мобильная служба «Социальный экспресс», базирующаяся на специально оборудованном и оснащенном автомобиле, доставляет в сельскую местность выездную бригаду, состоящую из различных специалистов. Основной задачей в ее деятельности является обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе путем оперативного реагирования на поступающие запросы граждан. Выезды «Социального экспресса» осуществляются строго по утвержденному администрацией Центра социального обслуживания маршруту и графику. Выездная бригада формируется согласно заявкам населения. Надомные услуги «Социальный экспресс» оказывает с использованием технологии «живого письма», через которое люди пожилого возраста и инвалиды, проживающие отдельно, могут связаться с близкими, поздравить их с какими-то датами, изложить наболевшее, вспомнить прошлое, увидеть родные и близкие лица. Снятое на видеопленку письмо доставляется адресату вместе с видеотехникой для просмотра и записи ответа (в случае возникновения такого желания). Кроме указанных надомных услуг, выездной бригадой «Социального экспресса» предоставляются услуги по доставке предметов первой необходимости (бытовая химия, инвентарь, семена и пр.), услуги парикмахера, сапожника и рабочего, оказывается медицинская и консультативная (по юридическим и социальным вопросам) помощь. Деятельность мобильных социальных служб позволяет хотя бы в какой-то степени улучшить качество жизни одиноких пожилых людей на селе.

Как инновационную технологию можно рассматривать и добровольческое (волонтерское) движение. Добровольчество – малозатратная часть социального обслуживания. Помощью добровольцев пользуются как пациенты «хосписов на дому», так и клиенты некоторых центров социального обслуживания. В течение летнего периода подростками оказываются дополнительные услуги по уборке хозяйственных помещений и обработке приусадебного участка. У добровольчества есть и другая положительная сторона – оказание социальных услуг пожилым людям и инвалидам способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства ответственности, гуманного отношения к слабым, желания и умения прийти на помощь.

_____________________________

1На тот момент это минимальный размер пенсии, установленный законом.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право