На главную Написать письмо

Анотация

Статья посвящена анализу отдельных этапов становления современного законодательства Республики Беларусь о предпринимательской деятельности. Авторы делают акцент на негативных сторонах принятых начиная с 1998 г. нормативных правовых актов и предлагают первоочередные меры, реализация которых необходима для успешной либерализации белорусской экономики.

Ключевые слова

Предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация, ответственность, экономическая несостоятельность.

 

Законодательство Республики Беларусь о предпринимательской деятельности: ретроспективный анализ и пути совершенствования

И. А. Маньковский, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой частного права учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

С. С. Вабищевич, кандидат юридических наук, доцент, кафедры частного права учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

С марта 1994 г. – с момента принятия ныне действующей Конституции – в Республике Беларусь на законодательном уровне был закреплен политический курс на построение демократического общества и создание правовых условий развития рыночных механизмов в экономике. Так, правовой основой преобразования государственной экономики, доставшейся самостоятельному государству в наследство от СССР, служат нормы ст. 13 Конституции, устанавливающие на государственной территории основы рыночного механизма развития экономики, к которым, в частности, следует отнести предусмотренную названными нормами возможность иметь в частной собственности средства производства, взятую на себя государством обязанность по предоставлению всем равных прав для осуществления хозяйственной деятельности, установленные нормами ст. 13 Конституции гарантии равной защиты и равных условий для развития как государственной, так и частной собственности, а также указание на то, что государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах отдельного человека и, в целом, всего белорусского общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Таким образом, в соответствии с приведенными конституционными нормами на территории Беларуси должна свободно развиваться частная инициатива, всесторонне поддерживаемая и защищаемая государством, а содержание норм последовавшего за Конституцией законодательства, направленного на регулирование экономических отношений, должно в полной мере соответствовать закрепленным в ст. 13 Конституции принципам экономического развития государства, причем как в государственном, так и в частном секторе экономики.

Во исполнение конституционных норм на территории Республики Беларусь с момента принятия Конституции и до настоящего времени был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование осуществляемой в Беларуси экономической деятельности, содержание которых в той или иной степени сдерживало частную предпринимательскую инициативу, что обосновывалось необходимостью защиты интересов отдельных граждан от произвола недобросовестных предпринимателей, недобросовестность которых, безусловно, имела место как в 90-х годах, так имеет место и во втором десятилетии XXI века, как на территории Республики Беларусь, так и на территории Российской Федерации и других государств. Вместе с тем, законодательные меры, направленные на минимизацию негативных процессов, развивающихся в предпринимательской среде, в разных государствах различны, в большинстве развитых стран носят экономический, а не административный характер, не связаны с централизацией управления экономикой и сдерживанием предпринимательской инициативы.

Одним из нормативных правовых актов, нормы которого негативно сказались на развитии частного сектора экономики, следует признать Декрет Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», которым было утверждено Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования (далее – Положение о регистрации) и установлена административная ответственность за нарушение закрепленных в Положении о регистрации норм. Так, нормами ч. 2 п. 8 Положения о регистрации была установлена субсидиарная ответственность учредителей (собственников имущества) организации со статусом юридического лица или иных лиц, имеющих право давать обязательные для организации указания либо иным образом определять ее действия, т.е., по сути, директора, в случае экономической несостоятельности (банкротства) организации. Причем, нормами Положения о регистрации применение указанной меры допускалось в том случае, когда экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана названными лицами, и при этом отсутствовало указание на наличие умысла с их стороны. Таким образом, во все случаях банкротства субъекта хозяйствования в создавшейся ситуации можно было обвинить лицо, осуществляющее управление его деятельностью, чем, по сути, нивелировано основное предназначение коммерческой организации – ограничение материальной ответственности учредителей по долгам от осуществляемой организацией предпринимательской деятельности. Несмотря на то что Положение о регистрации в настоящее время не действует, приведенные нормы продублированы в ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), а также в Указе Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» и продолжают оказывать юридическое воздействие на участников предпринимательских отношений. В Положении о регистрации были закреплены и другие нормы, создающие необоснованные административные барьеры на пути развития предпринимательской инициативы белорусского населения. В частности, нормы Положения о регистрации в совокупности с нормами Жилищного кодекса Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. требовали размещения любой коммерческой организации в административном здании и лишили граждан возможности регистрировать частные коммерческие организации по месту жительства одного из учредителей, что имело место до принятия Декрета № 11, и усложнило процедуру создания организаций, в том числе и с точки зрения связанных с этим материальных затрат. Впоследствии по месту регистрации учредителя разрешили регистрировать частные унитарные предприятия, однако в настоящее время с сособственника жилого помещения, по адресу которого зарегистрировано унитарное предприятие, за это взимается дополнительная плата, доходящая практически до размера всех коммунальных платежей, т.е. в существенном размере. Такое положение не способствует стимулированию предпринимательской активности граждан. Анализируемые нормы Положения о регистрации, по нашему мнению, в большей степени были направлены не на создание равных условий экономического развития и регулирования экономических отношений в интересах общества, членами которого в том числе являются и экономически активные граждане, а на административное понуждение граждан к аренде свободных площадей в административных зданиях, находящихся в большинстве своем в собственности государства. Таким образом, государство позаботилось не о развитии частной экономической инициативы, а о пополнении государственного бюджета за счет ухудшения материального положения предпринимателей. Далее, нормы Положения о регистрации требовали от учредителей коммерческих организаций указания в учредительных документах исключительно тех видов экономической деятельности, которые организация собирается осуществлять в конкретный период времени. Указанное требование влекло за собой неоправданное сужение правоспособности субъекта хозяйствования и необходимость внесения изменений в учредительные документы в случае изменения видов осуществляемой организацией деятельности, что было связано с дополнительными временными и материальными затратами и, по сути, не оказывало какого-либо положительного воздействия на процессы регулирования экономических отношений, ставя при этом предпринимателя в дополнительную зависимость от действий административного аппарата. Кроме того, нормами Положения о регистрации регистрирующему органу предоставлялось право по согласованию с министерством экономики и министерством предпринимательства и инвестиций устанавливать перечень видов экономической деятельности (кроме производственной), которые могут быть исключены из учредительных документов, что не соответствовало содержанию норм ст. 13 Конституции, согласно которым всем на территории Беларуси предоставляются равные условия для осуществления экономической деятельности. В целом нормы Положения о регистрации поставили экономически инициативных граждан в зависимость от административного усмотрения государственных служащих, осуществляющих функции государственной регистрации. Причем административное вмешательство в частную предпринимательскую инициативу анализируемого временного периода нельзя признать экономически оправданным и направленным на защиту интересов отдельных граждан и общества в целом.

Существенное негативное влияние на развитие предпринимательской деятельности на территории Беларуси оказали и продолжают оказывать нормы Указа Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», которыми, по сути, без каких-либо видимых причин экономического либо социального характера введены ограничения прав граждан в процессе осуществления ими индивидуальной предпринимательской деятельности. В частности, нормами Указа № 285 установлено максимальное количество работников, с которыми индивидуальный предприниматель может заключить трудовой или гражданско-правовой договоры. При этом привлекать по договорам в качестве работников разрешено только членов семьи и близких родственников предпринимателя (супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, чем нарушается закрепленный в ст. 13 Конституции принцип предоставления всем равных условий для осуществления экономической деятельности. Согласно нормам Указа № 285 лицо, не имеющее близких родственников, не сможет осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность с использованием наемного труда, даже в условиях количественного ограничения наемных работников. Кроме того, Указ №285 ограничивает количество объектов, включая транспортные средства и иные, по сути любые, объекты, которые индивидуальный предприниматель может использовать в предпринимательской деятельности.

Таким образом, нормами Указа № 285 без каких-либо видимых причин экономического свойства либо связанных с необходимостью защиты интересов отдельных граждан и общества были введены административные барьеры на пути частной инициативы в части осуществления предпринимательской деятельности гражданами посредством регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Еще одним ярким примером, существенно ухудшающим положение частных субъектов хозяйствования по отношению к государственным, осуществляющим аналогичную деятельность, следует признать Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2000 г. № 472 «О дополнительных мерах по развитию высшего образования в Республике Беларусь». Нормами названного нормативного правового акта государственные высшие учебные заведения освобождены от уплаты в государственный бюджет налогов и неналоговых платежей, кроме взносов по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения министерства социальной защиты и платежей в Государственный фонд содействия занятости. Таким образом, частные учреждения образования поставлены в экономически неравные условия с государственными и, как следствие, не могут эффективно развиваться и конкурировать с учреждениями образования, работающими под покровительством государства.

Также следует отметить, что с момента вступления в силу Конституции на территории Республики Беларусь проходили процессы приватизации государственного имущества, вследствие которых на базе государственной собственности были созданы субъекты хозяйствования, формально признаваемые субъектами права частной собственности. К указанным относятся открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации на базе государственного имущества в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» от 19 января 1993г. в редакции Закон Республики Беларусь от 16 июля 2010 г., а также иные хозяйственные общества, включая и ОАО, учредителями которых в соответствии с нормами ст. 13 Закона Республики Беларусь от 10января 2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» (далее – Закон о хозяйственных обществах) в случаях, предусмотренных правовыми нормами, могут быть государственные органы, органы местного управления и самоуправления. Участие государственного органа в хозяйственном обществе, созданном в процессе приватизации или в соответствии с иными правовыми нормами, предполагает его участие в формировании уставного фонда хозяйственного общества, в котором наряду с государственным в обязательном порядке будет присутствовать и частный капитал. Управление в таком обществе осуществляется в соответствии с нормами Закона о хозяйственных обществах, а также нормами Указа Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2008 г. № 100 «О некоторых вопросах владельческого надзора» и нормами принятого на его основе Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 мая 2008 г. № 694 «О представителях государства в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь либо административно-территориальным единицам». Согласно нормам названных нормативных правовых актов в работе органов управления хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля принадлежит государству, принимает участие представитель (представители) государства. Управление хозяйственными обществами, в которых преимущественная доля в уставном фонде принадлежит государству, что имеет место применительно к ОАО, созданным в процессе приватизации, осуществляется государственными органами, что организацию, являющуюся с правовой точки зрения частной, фактически переводит в разряд государственной и указывает на отсутствие в Беларуси реальных процессов приватизации.

Вместе с тем, начиная с 2008 года государственная экономическая политика Республики Беларусь повернулась в сторону активной либерализации экономики, в рамках которой действия государственной власти, безусловно, открывающие новые перспективы для эффективного развития предпринимательской деятельности на территории белорусского государства, направлены, во-первых, на создание правовых условий участия в государственном экономическом обороте, отвечающих современному уровню развития белорусского общества, а во-вторых, обусловлены стремлением государства и белорусского народа интегрироваться в мировую экономику, стать полноправным членом мирового экономического сообщества. Одним из существенных шагов, сделанных государством на пути либерализации экономической деятельности следует признать введение в систему законодательства Республики Беларусь 16 января 2009 г. Декрета Президента Республики Беларусь № 1, которым утверждено абсолютно новое Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, коренным образом изменившее процедуру включения в гражданский оборот субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем, некоторые нормы нового Положения о регистрации также предусматривают неоправданно суровые меры воздействия на экономически инициативных граждан, что может служить фактором, сдерживающим предпринимательскую инициативу.

Устойчивая тенденция к ослаблению влияния государства на принятие решения негосударственными субъектами гражданского права, также выражена в отмене Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1997 г. № 591 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении акционерными обществами». Введенное названным Указом право, предоставляло возможность представителям государства в акционерных обществах с долей государства блокировать решения, принимаемые органами управления обществ посредством наложения «вето» на их решения, принимаемые по определенным вопросам. Указ № 591 был заменен Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 125 «Об особом праве («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами», который расширил сферу влияния государства. Указ № 125, в свою очередь, был отменен 4 марта 2008 г. Указом Президента Республики Беларусь» № 144 «О признании утратившими силу некоторых Указов (отдельного положения Указа) Президента Республики Беларусь», что обусловлено активно протекающими в Беларуси процессами либерализации государственной экономики. Особое значение для эффективного развития процессов либерализации экономики Беларуси имеет принятая 31 декабря 2010 г. Директива Президента Республики Беларусь № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», согласно нормам которой с 2011 года одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития Беларуси являются процессы создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе раскрепощение деловой инициативы и творческого потенциала граждан, формирование развитой конкурентной среды, внедрение новых производственных и управленческих технологий, развитие инновационной деятельности, создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами. Однако для достижения целей, поставленных перед государственной властью и народом Республики Беларусь нормами Директивы Президента Республики Беларусь № 4, необходимо внести определенные изменения в законодательные акты, регулирующие процедуру осуществления предпринимательской деятельности на территории Беларуси.

Так, по нашему мнению, в первоочередном порядке необходимо:

во-первых, внести изменения в Указ № 285 в части установленных для индивидуальных предпринимателей количественных и субъектных ограничений по найму на работу физических лиц, а также по введению в хозяйственную эксплуатацию объектов, используемых в предпринимательской деятельности;

во-вторых, необходимо внести изменения в новое Положение о регистрации, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 и отменить закрепленный в п. 27 Положения о регистрации, по сути, пожизненный запрет гражданам обращаться за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя была аннулирована по основаниям, закрепленным в Положении о регистрации (даже судимость за уголовные преступления имеет свой давностный срок);

в-третьих, необходимо внести изменения в Указ № 508 и ст. 52 ГК, указав в этих нормах на то, что директор (учредитель) коммерческой организации может быть привлечен к субсидиарной ответственности по долгам организации только в том случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) субъекта вызваны виновными умышленными действиями такого лица;

в-четвертых, необходимо внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу с 1 января 2011 г., в части перечня лицензируемых видов деятельности, в который по прежнему необоснованно включены отдельные виды хозяйственной деятельности, в процессе осуществления которых не может быть причинен вред национальной безопасности, общественному порядку, правам и свободам, нравственности, здоровью населения и окружающей среде. К указанным, в частности, относится издательская деятельность, оказание юридических услуг, риэлтерская деятельность, деятельность по оказанию психологической помощи, которую, например, согласно п. 184 Положения о лицензировании, утвержденного Указом № 450, могут оказывать без лицензии общественные объединения, если оказание психологической помощи осуществляется на безвозмездной основе. Приведенный пример ярко демонстрирует неверно выбранный подход при формировании перечня видов лицензируемой деятельности, указывает на то, что Указ № 450 устанавливает необоснованные с точки зрения защиты национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды административные барьеры на пути развития частной предпринимательской инициативы на территории Республики Беларусь.

Одним из существенных препятствий, стоящих на пути стабилизации предпринимательской деятельности в Беларуси, следует признать структуру системы гражданского законодательства, которая наряду с ГК и законами включает в свой состав указы и декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона и по иерархической силе стоящие над ГК и законами.

Приниженное положение ГК лишает его статуса «экономической конституции», а систему гражданского законодательства необходимой стабильности.

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право