На главную Написать письмо

Анотация

Одной из ведущих отраслей промышленности является машиностроение. Данную отрасль отличает, с одной стороны, вполне определенные проблемы, а с другой – значительные перспективные возможности. Определению ключевых тенденций развития отечественного машиностроения и посвящена данная статья.

Ключевые слова

Машиностроение, инновации, инвестиции, материально-техническая база, производственно-технологический потенциал.

 

Экономические вопросы развития отечественного машиностроения

Б. Я. Татарских, доктор экономических наук, профессор Самарского государственного экономического университета

Н. А. Дубровина, кандидат экономических наук, Самарский государственный университет

В составе промышленности машиностроение занимает особое место, развитие которого предполагает эффективное соединение материально-технических и других элементов для создания конкурентной продукции.

В российском машиностроении отмечается тенденция создания совместных предприятий по выпуску сложной наукоемкой продукции. Это относится прежде всего к автомобильной промышленности и сельхозмашиностроению, где имеются определенные резервы. В инвестиционной деятельности машиностроительного комплекса имеется много сложных нерешенных проблем, которые негативно влияют на развитие инновационной деятельности и, прежде всего, на результативность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ во всех подотраслях машиностроения. Определено, что темп прироста инвестиций в НИОКР является важнейшим показателем улучшения инновационной деятельности и важным признаком динамики НТП. Дальнейшее развитие технологического потенциала непосредственно зависит от объемов и сроков выполнения НИОКР в ведущих подотраслях машиностроения. В этой связи создание совместных предприятий на базе интеграции технологического и научного потенциала в отечественных и зарубежных фирмах является важным условием повышения качества продукции предприятий машиностроения страны.

Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что в современных условиях требуется научное обоснование трансформации структуры и форм собственности, роль которых будет постоянно возрастать в связи с влиянием факторов НТП и внешних факторов, определяющих глобализацию информационного, технологического и экономического пространства. Без этого невозможно повышение темпов развития машиностроения, которое отличается высоким уровнем наукоемкости. В числе условий, позволяющих существенно ускорять темпы повышения эффективности машиностроительного производства, является закупка лицензий в промышленно развитых странах Запада, Японии, США. В указанных странах с развитой промышленностью доля машиностроительной продукции в общем объеме продукции составляет от 25 до 51%, при постоянном росте наукоемких производств. Аналогичный показатель машиностроения России значительно меньше. В структуре промышленного производства России постоянно возрастает доля добывающих отраслей при заметном росте их технического уровня. Во многом это диктуется сложной экономической ситуацией в стране и отсутствием притока реальных внешних инвестиций в машиностроение. Следует отметить, что в России не разработана концепция развития всего комплекса промышленности на перспективу 15–20 лет в общей стратегии развития производительных сил с учетом глобализации разделения труда в системе мирового хозяйства. В России нет единого государственного органа, который бы мог эффективно координировать весь комплекс научно-исследовательских работ. Так, в КНР есть Государственный комитет по развитию и реформам, роль которого реально проявляется в течение последних лет.

В высоких экономических результатах в условиях кризиса развитие материально-технической базы промышленности и других ведущих отраслей определяется, прежде всего, производственно-технологическим потенциалом машиностроения, в котором производятся основные средства производства. В России машиностроению в последние годы не уделялось должного внимания и поэтому темпы развития замедлились в связи со многими факторами и в том числе из-за отсутствия реальной государственной поддержки этой отрасли. Развитие реального рынка машиностроительной продукции в стране в некоторой степени приводит к улучшению экономической ситуации, но все еще производственно-технологический потенциал машиностроения страны используется недостаточно (таблица 1).

В 2007–2009 гг. наметилось понимание федеральными структурами необходимости опережающего развития машиностроения, но нет реального механизма решения этой проблемы. Многие российские ученые полагают, что для того чтобы остановить дальнейшую деградацию технологического потенциала машиностроения РФ ежегодный объем инвестиций на техническое перевооружение машиностроительных предприятий России должен составлять 5–6 млрд долларов. Фактически же за последние 5–8 лет он не превышал 310–370 млн долларов. При этом отмечается, что при решении задач совершенствования технологической базы развития современного машиностроения за рубежом особое внимание уделяется НИОКР. Так, в США, например, за последние 20 лет в различных подотраслях машиностроения «своя» структура НИОКР, что отражает требования общих тенденций рынка и характеризует национальные приоритеты, связанные с производством машиностроительной продукции. В настоящее время для создания оптимальных условий работы совместных предприятий особая роль принадлежит машиностроению, которое является базовой отраслью промышленности России, позволяющей обеспечить переход к инновационной экономике, так как в условиях глобальной конкуренции инновации становятся основой повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления позиций государства и структур бизнеса на рынке наукоемкой продукции и услуг в системе инфраструктуры использования машин (оборудования).

В этой связи требуется многократное увеличение объема инвестиций, повышение качества инновационной активности, внедрение и распространение современных технологий. В стране необходимо создание сети полноценно работающих институтов развития, включая банки, всемерное стимулирование научно-технического прогресса, поддержка импорта новых технологий и система эффективной защиты российской интеллектуальной собственности за рубежом. Особенно важным элементом системы государственного регулирования и поддержки НИОКР является ее финансовое и правовое обеспечение. Чтобы государственное регулирование и поддержка развития научной сферы на отраслевом уровне были эффективны, следует принять законодательные нормативно-правовые акты и прежде всего закон «О научно-технических отраслевых программах» при системном улучшении всего комплекса работ маркетинговой направленности на научной основе. Для повышения эффективности производственной стадии необходимо, чтобы все наиболее крупные НИОКР «проходили» независимый технологический аудит, который бы обеспечивал объективную оценку потенциального эффекта на этапе подготовки к выпуску новой продукции. При проведении такого аудита следует привлекать ученых научно-исследовательских центров, НИИ системы РАН, вузов, а в ряде случаев и зарубежных ученых. Прежде всего в машиностроении комплексное проведение технологического аудита наиболее целесообразно проводить в системе автомобилестроения, где есть сложные наукоемкие производства и испытательные центры с современным лабораторным и другим оборудованием, позволяющим оперативно и эффективно выполнять экспресс-анализ исходных материалов и качество конкретных технологий на основе использования новых компьютерных систем. В настоящее время имеются возможности математического моделирования в классе методов виртуального характера. Обеспечение эффекта соединения элементов технологической интеграции в системе предприятий – важный фактор повышения их хозяйственной эффективности. С целью дальнейшего эффективного развития машиностроительного комплекса России необходима разработка стратегии размещения производительных сил страны на 20–25 лет, в которой должны быть разделы о функционировании экономики на основе приоритетных подходов к сохранению и увеличению научно-технического и производственного потенциала машиностроения. Базой промышленной политики в стране должна быть концепция ускоренного развития отечественного машиностроения и сопряженных с ним отраслей, определяющих создание эффективных средств производства для народного хозяйства и современных систем техники для обороны страны. При этом особое значение имеет экономически оптимальное функционально-технологическое взаимодействие системы «металлургия–машиностроение», роль которой в последние годы недооценивается.

Многие ученые отмечают, что в дальней перспективе 15–20-ти лет основными конструкционными материалами на 80–90% останутся черные и цветные металлы. Однако, доля заменителей металла будет постоянно возрастать. За последние 20 лет резко ухудшились технико-экономические показатели металлургического комплекса Российской Федерации, которые во многом связаны общей сложной кризисной ситуацией в стране. Негативные тенденции складываются в том числе и на предприятиях цветной металлургии и прежде всего в алюминиевой промышленности. Отдельные гиганты машиностроения РФ имеют достаточно мощные металлургические производства, однако, технико-экономические показатели их работы в большинстве случаев уступают показателям предприятий черной и цветной металлургии. Весь комплекс заготовительных производств в машиностроении технологически ограничивается во многом качественными характеристиками исходного металла. По оценкам ученых, итоговые технико-экономические результаты предприятий машиностроения на 60–75% зависят от результативности заготовительных производств. Развал государственного управления базовыми отраслями промышленности России привел к тому, что вопросы координации даже некоторых федеральных программ не решаются. Большой ущерб нанесен отраслевой науке, роль которой в 1965–1991 гг. была довольно значительна, что находило свое отражение, прежде всего в сроках освоения новой техники. Темп роста выпуска наукоемкой продукции в машиностроении находится на критическом уровне. Обследование значительного ряда предприятий отечественного станкостроения показало, что сейчас и в ближайшей перспективе не намечается выпуска новых моделей станков, которые бы могли быть эффективно реализованы на внешнем рынке. К сожалению, пока нет экономически обоснованных решений по выводу из тупика технологически взаимозависимых машиностроительных предприятий. Научно-технический, кадровый и организационный потенциал при высокой доле предприятий ОПК во многих регионах не реализуется часто из-за местнических причин, когда отдельные региональные руководители «проводят в жизнь» многие хозяйственные решения, не сообразуясь с общегосударственными интересами. В машиностроении страны необходимо совершенствование инновационного предпринимательства – важного организационного фактора повышения эффективности всего комплекса НИОКР. В этой связи требуется фундаментальная подготовка высококвалифицированных специалистов в области инновационного менеджмента и стратегического маркетинга. Функциональное разрушение технологического и экономического пространства в крупных машиностроительных центрах страны привело к увеличению производственного цикла машиностроительной продукции ведущих отраслей (тяжелого машиностроения, судостроения, авиационной промышленности), что сдерживает темпы «выхода» продукции даже на внутренний рынок. В 2000–2009 гг. возникла особая проблема – организация инновационной деятельности и, прежде всего, проблема темпов научно-исследовательских работ ведущих НИИ и научно-технических центров крупных предприятий, где создается «задел» по будущим моделям машин. Созданные в России, несколько лет назад государственные научные центры (ГНЦ), пока не могут обеспечить реальные потребности ведущих машиностроительных подотраслей из-за слабого финансирования, без которого невозможно быстро и качественно создавать новые поколения техники, имеющей высокие технико-экономические и социально-экологические параметры. Развитие современного рынка и его инфраструктуры создает объективные условия совершенствования экономических отношений. В машиностроении Российской Федерации создаются реальные организационно-экономические и функционально-управленческие предпосылки развития предпринимательской деятельности, которая основана на использовании резервов основных видов ресурсов: производственных площадей, оборудования, рабочей силы, энергоносителей. Но предпринимательская деятельность наибольшее развитие, к сожалению, получила в сфере нематериального производства, поэтому значительного приращения национального дохода от данного вида деятельности пока нет. Здесь следует отметить несколько основных причин. Это и несовершенная законодательно-правовая база, и недостаточно квалифицированные кадры, и медленное внедрение современных информационных технологий. Слабо задействован финансово-кредитный механизм развития малого бизнеса в регионах и отдельных его субъектах; несовершенна учетная политика на предприятиях малого бизнеса. Пока в России малоэффективен мониторинг предпринимательской деятельности из-за слабого кадрового обеспечения этой деятельности и из-за отсутствия паспортов малых предприятий. Объективные хозяйственно-правовые и другие обстоятельства в системе крупных комплексов во многом не позволяют в короткие сроки создавать нормальную среду функционирования предпринимателей без существенной государственной поддержки. Многие предприниматели машиностроители не могут проводить глубокие научные исследования в области промышленного маркетинга по разным причинам, в том числе из-за слабого кадрового информационного и методического обеспечения. Неэффективно применяются современные компьютерные технологии, значение которых, к сожалению, отдельными хозяйственными руководителями иногда недооценивается. Специалисты отмечают, что роль экспертных систем важна, но динамичность экономических и связанных с ними социальных процессов предполагает новый научно-аналитический инструментарий принятия хозяйственных решений, в том числе в сфере предпринимательства в сложных наукоемких производствах машиностроения. Имеющийся потенциал предприятий ОПК в машиностроительном комплексе страны используется недостаточно, что снижает общую эффективность этого комплекса. Использование технологий ОПК в гражданском машиностроении происходит медленно, хотя во многих случаях для этого не требуется значительных первоначальных финансовых и материальных затрат. Наши исследования показывают, что при оценке развития машиностроения часто не учитываются региональные организационные и структурно-технологические резервы, роль которых повышается. Малоэффективная маркетинговая деятельность не способствует использованию производственного потенциала предприятий машиностроения.

При этом недостаточно используется все еще сохранившейся кадровый и организационно-технологический потенциал в некоторых подотраслях машиностроения. Отсутствие научно обоснованной промышленной политики не позволяет четко выделить приоритеты в развитии отдельных отраслей в связи с ограниченными инвестиционными ресурсами. Применительно к машиностроению требуются огромные материально-финансовые средства даже для простого сохранения постоянно устаревающего парка оборудования. Хозяйственные руководители предприятий не всегда располагают объективными данными и о перспективах развития «сопряженных» предприятий и это не позволяет им определять свою рыночную стратегию. Медленно внедряется маркетинговый менеджмент, значение, которого в зарубежных фирмах высоко оценивается. В современных экономических условиях требуется более глубокое изучение динамики рыночной среды для подготовки предприятий к выпуску конкурентоспособной продукции. В последние 10–15 лет в регионах России принимаются «свои» законодательные акты для оживления промышленного производства и это часто является положительным. Но в перспективе необходимо единое экономическое и правовое пространство для обеспечения эффективного функционирования экономики страны. И, как показывают данные, во многих случаях потенциал субъектов федерации используется автономно, без учета эффекта межрегиональной кооперации, а при этом создаются совместные предприятия с зарубежными странами. Все еще отмечаются ведомственные и информационные барьеры, мешающие соединению усилий технологически родственных НИИ, КБ, исследовательских центров. Развитие новых технологий в машиностроении предполагает высокий уровень научно-методического маркетингового обеспечения предпроизводственной стадии. Данные зарубежных стран показывают, что затраты, связанные с проведением комплексных маркетинговых исследований, имеют высокий уровень эффективности. Расчеты показывают, что каждый вложенный рубль в такие исследования позволяет иметь доход не менее 3–4 рублей за счет повышения качества научно-информационного обеспечения предприятий в связи с сокращением срока освоения новой продукции. Это в основном связано с сокращением сроков НИОКР в опытно-экспериментальных производствах и на стадии промышленных испытаний опытных образцов машин и оборудования, что, прежде всего, характерно для конструктивно сложных изделий в наукоемких производствах. Поэтому технологический маркетинг в этой связи становится неотъемлемой составной частью всего спектра работ в системе комплексной подготовки производства. При этом организационно-технологическое развитие предприятий машиностроения должно обеспечивать оптимальный уровень технологической независимости предприятий машиностроительного комплекса России. В этой связи межотраслевое разделение труда предполагает экономически обоснованную интеграцию интересов и средств научно-исследовательских центров и фирм передовых промышленно развитых стран зарубежья на основе применения современных компьютерных систем. Необходима четкая координация организационно-экономического механизма развития машиностроительного комплекса, которая бы учитывала стратегию развития межотраслевых связей, в том числе информационный, технологический и организационный потенциал межстранового взаимодействия. Очень медленная реализация промышленной политики и стратегии конверсии в системе предприятий ОПК страны не позволяет существенно улучшать использование резервов инновационного потенциала машиностроения, роль которого возрастает. Необходимы обоснования социально экономических критериев эффективности технологических процессов, которые могут быть «привязаны» к конкретным их видам, учитывая весь комплекс прямых и косвенных затрат на всех стадиях жизненного цикла наукоемкой продукции. Для повышения результативности системы управления НТП необходимы экономически оптимальные технологии для типовых технологических переделов, что предполагает применение методов моделирования на основе маркетинговых исследований и соответствующих прогнозных оценок развития материально-технической базы предприятий машиностроения. Ученые РАН отмечают, что пока нет завершенных комплексных исследований, посвященных теоретическим и методологическим проблемам измерения динамики качества базовых технологий, что сдерживает возможности использования резервов повышения результатов хозяйственной деятельности предприятий.

Последовательное развитие технологического потенциала машиностроительного комплекса РФ предполагает формирование и реализацию инновационно-инвестиционной стратегии. Важно на государственном уровне реализовывать принцип научно обоснованной целевой селективно-стимулирующей направленности вложения инвестиций в наиболее эффективные инновационные программы технологического развития машиностроения, реализация которых позволит решить проблемы обеспечения технологической готовности предприятий для перехода к выпуску конкурентоспособных изделий. Концентрация финансово-кредитных ресурсов для развития технологий необходима как на федеральном, так и на региональном уровнях, когда затрагиваются экономические интересы формирования основных предпосылок конкурентных преимуществ отдельных товаропроизводителей и перспективы выхода на новые рынки. Сосредоточение ресурсов необходимо в тех случаях, когда недостаточно источников федерального инвестирования развития технологического потенциала для реализации соответствующих инновационных программ и проектов формирования технополисов, технопарков, инновационных центров. С целью ускорения развития материально-технической базы отечественного машиностроения следует совершенствовать механизм стимулирующей функции налогообложения, что предполагает, например, освобождение от налогообложения, если прибыль используется на реализацию проектов на инновационной основе; вводится льготное налогообложение на прибыль, идущую на вложения в высокие технологии и технологии «двойного» назначения, эффективность которых может быть получена на предприятиях гражданского машиностроения. Решение программ федерального значения позволило бы улучшить механизм экономического стимулирования всей системы организаций, занятых инновационной деятельностью, и в итоге повысить результативность машиностроительного комплекса.

Реализация долгосрочной стратегии модернизации отечественной промышленности без опережающих темпов коренного технологического перевооружения представляется практически нереальной и поэтому на государственном уровне эта проблема становится наиболее сложной.

_____________________________

Источники публикации: Татарских Б.Я. Основные тенденции динамики структуры производственно-технологического потенциала машиностроения России. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2005. –36 с.

 

 
   
 

© Бизнес, менеджмент и право