Главный редактор – В. С. Белых
д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой предпринимательского права УрГЮУ имени В.Ф. Яковлева
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО)
1. Белых В.С. belykhvs@mail.ru Институт несостоятельности (банкротства) в современной России и отдельных зарубежных странах
Аннотация: В статье рассматривается в сравнительном плане институт несостоятельности (банкротства) в России и в отдельных зарубежных странах. В частности, автор особо обращает внимание на доктринальные системы правового регулирования несостоятельности, а также на некоторые принципиальные положения, такие как национальная экономика, комплексный (межотраслевой) характер института несостоятельности (банкротства). Далее в статье рассматриваются основные правовые акты, посвященные несостоятельности (банкротству) в странах континентальной Европы, Англии и США. В заключении статьи сформулирован ряд концептуальных положений. Например, автор предлагает разработать научно обоснованную государственно-правовую концепцию развития законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), правовой институт несостоятельности, системы правового регулирования несостоятельности, основные правовые акты о несостоятельности в Англии и США, в странах Европы, прокредиторская и продолжниковская концепции несостоятельности.
2. Горбашев И.В. gorbashev_iv@vsrf.ru Историческая трансформация банкротной парадигмы как необходимая предпосылка для признания несостоятельности группы лиц
Краткая аннотация: Понимание человечеством банкротства на протяжении веков трансформировалось и прошло путь от «лично[1]телесной» ответственности к имущественному взысканию. Исходя из этого сущность банкротства в современном праве заключается в констатации определенного состояния не самого должника, а его имущества. Подобное изменение отношения к несостоятельности позволяет в определенной степени разорвать связь между самой процедурой и личностью должника, выдвинув на первый план вопрос распределения активов. В свою очередь, взгляд на несостоятельность под таким углом открывает возможность для исследования вопроса о допустимости проведения процедуры более чем над одним должником.
Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, «лично-телесная» ответственность, имущественное взыскание, состояние имущества, деперсонализция процедуры, группа лиц, корпоративные группы.
3. Калугин В.Ю. kalugin2006@yandex.ru Освобождение от долгов как результат процедуры банкротства
Аннотация: Статья посвящена вопросам оценки последствий освобождения гражданина от обязательств по итогам процедур банкротства.
Ключевые слова: банкротство, освобождение от долгов.
4. Славич М.А. mslavich@yandex.ru Особая роль публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» в рамках дела о банкротстве застройщика
Аннотация: Cтатья раскрывает правовое положение публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» в рамках процедуры банкротства застройщика. Рассматривается положение Фонда в качестве участника дела о банкротстве застройщика, а также в качестве лица, играющего ведущую роль в реализации специальных процедур в рамках банкротства застройщиков, посредством которых осуществляется удовлетворение требований участников строительства.
Ключевые слова: банкротство, застройщик, Фонд, специальные процедуры, объект строительства.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
5. Салиева Р.Н. sargus6@yandex.ru Единая научно-техническая политика как основа развития научнотехнического сотрудничества Российской Федерации и стран СНГ, ЕАЭС в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Аннотация: На основе анализа действующего российского законодательства и сложившихся научных подходов раскрывается содержание термина «государственная научно-техническая политика», а также рассматривается содержание понятия «единая научно-техническая политика». На основе анализа содержания легального определения термина «государственная научно-техническая политика», а также анализа программных и иных документов выявлены основные элементы научно-технической политики. На основе анализа соглашений, документов, принимаемых на уровне различных органов СНГ и ЕАЭС, выявлено, что участниками применяются различные формы государственной поддержки и меры стимулирования научно[1]технической и инновационной деятельности, а также различные формы научно-технического сотрудничества: евразийские технологические платформы; соглашения по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ и др. Одним из вариантов развития научно-технического сотрудничества является формирование единой научно-технической политики, на основе которой возможно дальнейшее научно[1]техническое сотрудничество в разных отраслях, в том числе в отраслях ТЭК по проблемам рационального природопользования, экологии и охраны окружающей среды. Формирование единой научно-технической политики государств, входящих в интеграционные объединения СНГ и ЕАЭС, представляется целесообразным на основе единых принципов научно-технологического развития.
Ключевые слова: единая научно-техническая политика; государственная научно-техническая политика; промышленная политика; научно-техническая деятельность; инновационная деятельность.
6. Гаевская Е.Ю. ekaterinagaevskay@yandex.ru, Вагина О.В. bmpmag@mail.ru К вопросу об установлении границ водного объекта
Аннотация: В своей статье авторы уделяют внимание вопросу, касающемуся установления границ водного объекта. Приходят к выводу, что термины «береговая линия» и «граница водного объекта» являются тождественными. Анализируют процедуру установления границы водного объекта и судебную практику по данной теме.
Ключевые слова: водный объект, граница водного объекта, береговая линия, береговая полоса
СТУДЕЧЕСКАЯ НАУКА
7. Зверев М.А mzverev2000@gmail.com Тенденции развития административной реформы на примере реформирования системы федеральных органов исполнительной власти
Аннотация: В настоящей статье рассматривается такое сложное и актуальное явление административно-правовой действительности как административная реформа: её правовая природа, проблемные моменты, доктринальные подходы к сущности административной реформы. Административная реформа понимается как комплекс мер по совершенствованию системы органов исполнительной власти и созданию условий для эффективного выполнения ими своих функций. На примере зарубежного опыта административного реформирования делается вывод о необходимости всестороннего преобразования, направленного как на сокращение давления государства на экономику, так и на повышение эффективности деятельности органов государственной власти, создание транспарентной системы, которая бы позволяла гражданам эффективней отстаивать свои права. Подвергаются анализу доктринальные подходы к тенденциям административной реформы и предлагается комплексный подход к пониманию тенденций административного реформирования. Анализируется проблема правового регулирования структуры и системы деятельности федеральных органов исполнительной власти, предлагается принятие отдельного федерального закона. Особое внимание уделяется рассмотрению основных нормативных правовых актов в этой сфере, для осмысления направления реформ подобного рода в современной России.
Ключевые слова: административная реформа, федеральные органы исполнительной власти, разделение властей, централизация, децентрализация, государственная служба